Как и у большинства жителей нашей страны, "Норд-Ост" у меня всегда ассоциировался сначала с терактом, и только потом со спектаклем. У меня с ним до сих пор связана парочка иррациональных детских страхов, но речь вообще не о том.
Спустя 16 лет после премьеры я все-таки посмотрела то, что гордо называется "первым российским мюзиклом". И очень огорчилась. Потому что сложилось ощущение, что он же и был последним.
"Норд-Ост" был первым в России спектаклем, который показывали по бродвейской схеме (иначе говоря, играли его каждый день). Специально для него проводили реконструкцию Театрального Центра на Дубровке, причём декорации отчасти были вмонтированы в здание (если верить статьям, которые я читала -- а я им верю). Каждый спектакль на сцену садился самолёт в натуральную величину, льды вставали на дыбы, выезжал трамвай. Технический директор "Норд-Ост" сейчас рулит в Театре Наций -- "не пугайте меня вашим Гамлетом, я самолёты на сцену сажал".
Там все лица знакомые. Долгое время задавалась вопросом почему у нас нет новых лиц в жанре мюзикла, наконец нашла ответ -- потому что они все были в Норд-Осте. Практически поголовно. Из детского ансамбля, в котором было больше десяти человек (для стационарного спектакля сейчас это был бы нонсенс), народ вырос в главных героев "Поймай меня" и ведущих артистов РАМТа.
В этом спектакле была потрясающая музыка и очень красивые тексты. Да, и там были забавные проколы, но косяков уровня "дева голубоокая, грудь высокая" не наблюдалось. В них какое-то невероятное количество любви к материалу, к героям, к своей стране (причём со всеми её особенностями, одна песня секретарш чего стоит).

Где оно все. Вот такое настоящее, красивое, масштабное? Никогда не поверю, что сейчас на такое не хватает денег. Ощущение, что не хватает энтузиазма, упоротости Иващенко и Васильева и любви к своему делу. Этакая диаграмма Венна из четырёх множеств, пересечение которых даёт Норд-Ост.

Пусть оно такое ещё будет. Пусть русский мюзикл оживет и если не продолжит развиваться, то хотя бы вернётся на точку отсчёта.